Практика медитации естественна для человека. В процессе медитации мы постоянно обнаруживаем, кто мы и что мы есть. Мы входим в своего рода природный ритм и обнаруживаем наш ум и сердце.
Медитация — это качество внимательности, присутствующее во всем, что мы делаем. В течение дня все, что угодно, уводит нас от возможности быть в настоящем моменте. Склонность к спешке означает, что мы промчались второпях мимо прошлых возможностей. Мы были слишком обеспокоены чем-то, слишком горды или просто слишком безумны, чтобы быть самими собой.
Практика медитации — это постоянное стремление понять, что мы можем расслабиться и быть самими собой. Она начинается с упрощения всего. Мы сидим на подушке, следим за дыханием и наблюдаем за нашими мыслями. Мы упрощаем все происходящее.
Мы усмиряем наш ум, используя технику внимательности. Внимательность — это полное внимание ко всем деталям. Мы полностью поглощены структурой жизни, структурой момента. Мы осознаем, что жизнь создана из этих моментов и что мы не можем прожить несколько моментов за один раз.
У нас есть воспоминания о прошлом и идеи о будущем, но опыт, который мы переживаем, находится в настоящем. Мы, вероятно, обогащаем свою жизнь, думая о прошлом или будущем. Но мы не можем ничего поделать с прошлым, а будущее неизвестно. Не обращая внимания на происходящее сейчас, мы упускаем свою жизнь.
Важно понимать, что речь не идет о достижении высших состояний ума. Мы не говорим, что недавно произошедшая ситуация не достойна внимания. Мы говорим о том, что сиюминутная ситуация доступна и непредвзята и что мы можем видеть ее таковой, практикуя внимательность.
Cидячая медитация — это фундамент техники. Мы пытаемся преодолеть разного вида беспокойства и волнения, привычные мысленные шаблоны для того, чтобы суметь высидеть наедине с самим собой. Жизнь трудна — возможно, но мы пытаемся соединиться с основным ее течением в спокойном сидении.
Очень важно то, как мы относимся к помещению для медитации и к подушке, на которой собираемся практиковать. К месту, где мы сидим, мы относимся, как к центру мира, центру вселенной. В этом месте мы провозглашаем здравомыслие и садимся на подушку для медитации, как если бы мы восседали на трон.
Когда мы сидим, у нас есть чувство гордости и собственного достоинства. Ноги скрещены, плечи расслаблены. Подбородок опущен, взгляд мягко сфокусирован на расстоянии полутора метров перед собой, рот немного приоткрыт. Мы чувствуем небо над нами. У нас есть чувство земли — она подпирает нас снизу.
Важно чувствовать комфорт, достоинство и уверенность. Если вам тяжело сидеть на подушке, — сидите на стуле. Если нужно подвинуться, — подвиньтесь, измените немного свою позу. Главное, чтобы было удобно. Так мы работаем со своим телом.
И теперь следующий шаг, связанный с нашим умом. Мы должны заметить, почувствовать свое дыхание. Дыхание существует всегда, оно возвращает нас к текущему моменту, к настоящей ситуации.
Акцент делаем на выдохе. Мы не манипулируем дыханием, мы просто замечаем его. Итак, мы замечаем выдох, затем вдыхаем, и здесь возникает моментальный пробел, брешь, пространство. И снова выдох.
Затем мы понимаем, что у нас появляется множество идей, мыслей и концепций о жизни и о самой практике. И все, что мы с ними делаем, — это называем их. Мы просто отмечаем про себя, «мысли», и возвращаемся к дыханию.
Итак, если мы размышляем над тем, что собираемся делать оставшуюся жизнь, мы просто называем это: «мысли». Все, что всплывает, мы мягко распознаем и отпускаем.
В этой технике нет хороших или плохих мыслей. Даже если вы думаете, как прекрасна медитация, — это все равно мысли. Если вы чувствуете, что жизнь стала невыносимой, просто скажите про себя «мысли». Не важно, насколько далеко вы зашли, это всего лишь мысли, возвращайтесь к дыханию.
Лицом к лицу со всеми этими мыслями очень сложно находиться в настоящем моменте и быть непоколебимым. Нас окружает шторм из различных событий, сигналов и эмоций, которые пытаются столкнуть нас с места, нарушить наше равновесие. Всякие мысли всплывают, но мы просто отмечаем «мысли» и не отвлекаемся. Оставайтесь на своем месте, просто имея дело с самим собой.
Мы продолжаем «оставаться на месте», когда мы выходим из помещения, где медитировали, и возвращаемся к обычной жизни. Мы сохраняем чувство достоинства и чувство юмора и, в то же время, легкость в соприкосновении со своими мыслями.
Главная идея — научиться быть гибким. Способ взаимодействия с мыслями точно отражает способ взаимодействия с миром. Когда мы начинаем медитировать, первая вещь, которую мы осознаем — какой безумный наш ум, какая безумная наша жизнь. Но как только у нас появляется чувство усмиренного ума, когда мы можем усидеть с самим собой, мы начинаем понимать, каким богатством мы обладаем.
Продолжая практику, наше осознание становится острее и острее. Эта внимательность пронизывает всю нашу жизнь. Наилучший способ ценить мир — это ощущать священность всего. Мы привносим внимательность и внезапно целая ситуация становится живой. Эта практика пропитывает все, что мы делаем. Ничто не исключается. Внимательность пронизывает звук и пространство. Это полное переживание.
Из лекции Сакьонга Мипама Ринпоче «Как медитировать»