Взрослому человеку непросто выучить новый язык в совершенстве. Однако вы вполне можете освоить один или даже несколько языков на некотором «достаточном» уровне.
Помните, что вы приобретаете только те навыки, которые тренируете. При этом понимать чужие мысли значительно легче, чем выражать свои. На первом этапе вы можете поставить себе задачу научиться понимать текст и речь на бытовом и профессиональном уровне, а также говорить на бытовом уровне. Этого можно достичь относительно быстро.
Во всех случаях начинать нужно с краткого обзорного курса, в котором объясняются основные грамматические конструкции языка. Такие курсы обычно включают вводный материал по фонетике и правилам чтения, а также содержат весьма полезный первоначальный словарный запас.
В зависимости от личных предпочтений, вам могут подойти занятия с преподавателем либо самостоятельное обучение по интерактивным курсам и «даже» учебникам. Основные критерии выбора следующие:
На этом шаге не стоит ввязываться в длительные многоступенчатые курсы, где вас кормят информацией в час по чайной ложке, подменяя занятия развлечениями. Также не следует тратить полгода на тщательный разбор артиклей и склонений, слишком сложных времен и сослагательного наклонения. Тонкостями можно заняться позже, а сначала нужно побыстрее уяснить общую картину, чтобы решить, как двигаться дальше.
Феноменально, но изучение иностранного языка в течение многих лет в школе, а затем и в вузе, часто не приводит к нужному результату — свободному владению. Корень проблемы видится в отсутствии деятельной практики под предлогом того, что язык еще недостаточно освоен для «реального» применения.
Такой подход, конечно, абсурден. Свой родной язык мы приобрели благодаря общению, а не зубрежке. Так же и с иностранным языком — пытайтесь пользоваться им сразу, исходя из тех целей, которые вы себе наметили.
Даже в самом начале, когда еще 95% информации невозможно воспринять, постарайтесь хотя бы уловить знакомые слова в потоке настоящей живой речи или реальном тексте. Чем больше вы так занимаетесь, тем быстрее границы вашего понимания будут расширяться.
Ныне полно разнообразных материалов и ниже мы перечислим некоторые из тех, которые считаем действительно полезными.
1. Выступления политических деятелей. Политики прикладывают усилия к тому, чтобы быть понятыми. Они четко излагают свои тезисы и формируют их в правильно построенные, законченные предложения, используя максимально доходчивые, но не скучные выражения.
Наиболее успешные политики также обладают безупречной дикцией. Длительность выступлений почти всегда ограничена регламентом (обычно от трех до двадцати минут), а темы соответствуют повестке дня простых избирателей. Все эти качества делают выступления политиков отличным языковым материалом.
Следует отметить, что по давней западной традиции речи политиков из правящих кругов обычно переполнены демагогией и всевозможными благими пожеланиями (за процветание и дружную европейскую семью, как завещали отцы-основатели, и чтобы сделать Америку великой и т.п.). Оппозиция, напротив, не только клеймит правительство самыми последними словами, но и подкрепляет свою точку зрения логикой и фактами. Поэтому слушать оппозиционных деятелей, без сомнения, гораздо увлекательнее.
2. Телепередачи. Несмотря на то, что телевидение является злом, и мы советуем избегать его на родном языке, оно предоставляет отличный материал для изучения иностранных языков.
Причина — живая, и при этом правильная, речь журналистов, понять которую гораздо легче, чем обрывочные диалоги в фильмах или на улице. Немаловажно и то, что затрагиваемые темы так или иначе находятся на слуху во всем мире, что позволяет догадываться до смысла даже на начальном этапе обучения. Дополнительное преимущество — возможность сравнения с точкой зрения и информационной культурой «с той стороны», что также нивелирует пропагандистский эффект.
3. Профессиональная и художественная литература, пресса — все, что вам кажется интересным настолько, что вы готовы немного поработать со словарем. Чтение даже небольших отрывков (с полстраницы) материально улучшит знание языка, если делать это более-менее регулярно.
4. Разговорники следует брать в руки после того, как вы хотя бы немного освоите язык. Ведь важно не только спросить, как пройти к Бранденбургским воротам, но и понять, что вам ответят. Занимайтесь по разговорникам непосредственно перед тем, как вам придется общаться с иностранцами. В то же время шесть слов из разговорников полезно выучить сразу: «да — нет», «привет — пока», «спасибо — пожалуйста».
Любой уровень владения языком требует знания некоторого набора правил и слов.
Относительно свободное владение начинается со словарного запаса примерно в десять тысяч слов. Ясно, что такую уйму слов нельзя выучить за один вечер, поэтому нужно выбрать некоторую первоочередную группу и начать с нее.
Наиболее часто в живой речи встречаются различные местоимения, союзы, предлоги и аналогичные им выражения. Их многие десятки, при этом наиболее важная часть присутствует в курсах по грамматике. Далее по значимости следуют глаголы, рабочий минимум которых достигает нескольких сотен.
Прилагательные принято считать второстепенными членами предложения и ими часто пренебрегают. При этом они чрезвычайно важны. Чтобы осознать это, подумайте, какую роль они играют. Например, глаголы обозначают действие. Существительные называют предметы и понятия. А прилагательные?
Прилагательные отражают наши суждения, причем в очень широком, обобщенном смысле. Например, мы делим все события на будущие и прошлые, людей — на хороших и плохих, мысли — на глубокие и поверхностные и так далее. Почти все высказывания содержат то или иное суждение, и понять их, не зная прилагательных, невозможно. Поэтому, на наш взгляд, после глаголов нужно переходить к прилагательным, основной список которых также насчитывает несколько сотен слов. Наречия, выполняющие ту же самую функцию по отношению к действиям, чаще всего являются производными от прилагательных.
Существительные употребляются реже, однако эта группа слов очень обширна, отражая все многообразие Вселенной. Многими понятиями дети учатся оперировать в рамках школьных программ, например, по геометрии, физике и биологии, и набрать такой же словарный запас в кратчайшие сроки затруднительно. Поэтому существительные нужно изучать по темам, которые вам действительно нужны. В то же время абстрактные существительные употребляются наиболее широко — начинайте с них.
Мы думаем, что именно заучивать большие объемы слов и правил взрослым нецелесообразно. Представляется, что мозг взрослых людей отбрасывает любую информацию, в полезности которой сомневается. Поэтому необходимо сочетать ознакомление с новыми словами и правилами с языковой практикой в соотношении 1 к 10 или около того. Например, вы часто слышите какое-то непонятное слово — посмотрите его в словаре и с большой вероятностью это слово запомнится. Если вы разобрали какие-то особенности грамматики, то постарайтесь обратить на них внимание в живой речи.
Главный фактор успеха изучения иностранного языка взрослым человеком — это получение удовлетворения от самого процесса. Стремитесь не заставлять себя, а находить пользу от получаемых знаний — только так вы добьетесь результата.
Наши упражнения направлены на расширение словарного запаса и развитие навыков понимания.
Наиболее оптимальная последовательность: глаголы, прилагательные, существительные. Упражнение по числительным носит вспомогательный характер и особенно годится для случая, когда вам нужно освоить хотя бы цифры, чтобы начать ориентироваться.
Каждое упражнение разбито по уровням лексической сложности, начиная с самых базовых (и поэтому часто употребляемых) слов. Оптимально сначала сделать разные упражнения на одном уровне, затем перейти к следующему.
Эффект достигается за счет повторения и использования. На примере упражнения «Прилагательные» заниматься следует так:
Все эти действия можно и даже нужно совмещать с повседневными делами. С каждым уровнем следует работать в течение нескольких дней.